Стратегия компании - легко и элегантно!

Не секрет, что прогрессивные компании обращаются за помощью к специалистам, помогающим  развивать бизнес и делать его эффективным. Коучинги, нетворкинги, семинары, тренинги, специалисты по развитию – все это уже вполне закономерная часть бизнеса и рабочего процесса, можно сказать, даже необходимая на сегодняшний день для успешного роста любого предприятия. Главное в этом разнообразии методик и инструментов выбрать подходящие именно вам.

 

В этой статье  Елена Малахова и Ольга Федоренко, основатели консалтингового проекта «КоУчегарка», познакомят читателей с уникальной технологией трансформации бизнеса – Системой стратегических решений. Эта технология позволяет идти от главных целей компании к ежедневным задачам работников.

 

– Расскажите, в чем суть данной технологии?

 

Елена:

– Как экономист, ответственно могу заявить, что «длинная» стратегия развития компании умерла. Руководители и бизнесмены пришли к тому, что стратегия должна быть не более 3–5 лет, и то это максимум. Все сейчас пытаются экономить свое время, нужны легкие и оперативные вещи. Технология, о которой мы говорим, построена по принципу от сложного к простому – от глобальной миссии и цели компании к ежедневным задачам простого работника. В технологии используются простые коучинговые инструменты, так что после ее внедрения руководитель, да и любой сотрудник, может повторить ее самостоятельно. Это удочка, которой можно ловить рыбу.

 

– Кому эта технология может быть полезна? Какого рода компаниям?

 

Ольга: 

– Мы работаем как со стартапами, так и с давно состоявшимися компаниями. 

 

– Каким образом строится работа, сколько нужно времени для внедрения?

 

Ольга:

– Работа строится в три этапа. Вдохновение. Внедрение. Формирование приверженности. 

Начинаем с этапа Вдохновение. К внедрению стратегии мы подходим через миссию и видение компании.    

Будучи 13 лет организатором и руководителем официальных российских делегаций, в состав которых входили владельцы и топ-менеджеры компаний, а теперь уже и в роли бизнес-консультанта, я замечаю один из главных факторов успеха. Руководитель с четким представлением миссии, целями компании, умеющий самостоятельно либо при помощи команды донести эту идею до всех членов коллектива, имеет весьма впечатляющие результаты. Поэтому в первый день сессии руководитель и сотрудники, разумеется, при помощи нашей поддержки и специальных инструментов создают миссию, ценности, видение их бизнеса, роль, которую компания хочет занять в обществе. В первый день мы вносим стратегический смысл в деятельность компании и воодушевляем на конкретные действия.

 

Елена:

– Во второй день сессии мы ставим более конкретные цели на ближайшие сроки – от полугода и дальше. К ним делается Колесо Цели, в котором выделяются области, влияющие на достижение определенных задач. Например, ставим цель и проясняем ее: сделать за 2017 год оборот компании в 100 млн долларов. Что влияет на эту цель? Продажи, сервис, производство. Чтобы достичь этой цели, нужно еще два новых завода, а продажи должны увеличиться на 20%. Далее пишем план внедрения всей стратегии. Команда все это формирует и сама потом выполняет то, что задумала. Например, Ольга работает в активных продажах уже больше 15 лет. Она может подтвердить, что и предприятие без продаж не получает прибыли, но и продажи дают больший эффект, если люди понимают, для чего они продают.

 

Ольга:

– Да, я абсолютно согласна с Еленой. Именно через продажи я и пришла к системе коучинга и стратегического планирования, когда искала инструмент для повышения продаж. Мои сотрудники на тот момент были достаточно профессиональны в отделе продаж, а я искала метод, который бы позволил увеличить прибыль как минимум еще на 30%. Именно тогда я поняла, что нужны не просто инструменты  увеличения продаж, а метод более целостный, который и вдохновит и поможет спланировать  новое видение деятельности сотрудников компании.

 

 

– И неужели этих двух дней достаточно, чтобы начались изменения?

 

Елена:

– К сожалению, нет. Этап вдохновение дает импульс, а дальше идет этап Внедрения, который требует усилий и мужества от собственников и руководителей. Изменения совершаем  мы с вами поступками и действиями. Дальше идет декомпозиция стратегии, чтобы цели и шаги по их достижению спустить на все уровни предприятия. Сотрудники должны сделать определенные техники, которые мы предоставляем вместе с инструментами, и шаги, –  очень конкретные, максимально понятные и реальные к исполнению. В  каждом отделе. И здесь  уже участвуют абсолютно все члены коллектива. Этап может длиться от двух недель до одного месяца, здесь все будет зависеть от размеров компании и занятости руководителей.

 

– После такой совместной работы сотрудники точно следуют обозначенным  установкам?

 

Ольга:

–  Для этого мы предлагаем третий этап – Формирование приверженности. Когда у компании есть цель и у каждого отдела  есть цель, пора говорить о развитии и планах с каждым сотрудником. Используем специальную технологию, это важный этап работы – План Индивидуального Развития (ПИР). У собственников и руководителей всегда есть выбор сделать все самим или обратиться к нам за помощью. 

Елена по этой части настоящий профессионал, у нее колоссальный практический опыт.

 

Елена:

– Задача наша и руководителя – связать личные мотиваторы работника с целями. В свою очередь каждый работник формирует сам свою цель и то, как он будет ее достигать.

 

– То есть ценность  ПИРа для собственника бизнеса в том, что он помогает создать рабочую команду, дать возможность каждому работнику стать частью большой цели и формирует совместный план действий?

 

Ольга:

– Абсолютно! А кроме того, ценность  ПИРа  налицо и для сотрудников. Ведь они получают обратную связь, лучше осознают свою роль в команде, могут яснее видеть смысл своих действий. 

Человеку важно наделять смыслом свои действия. Помните, как в концлагерях заключенных заставляли делать бесполезную работу? Например, сначала раскопать яму, потом закопать, носить камни с места на место. Это был один из способов сломить личность.  

Сегодня же многие прогрессивные руководители рады иметь замотивированных, осознанных сотрудников. 

После стратегической сессии люди говорят нам, что чувствуют себя более важными и нужными. А когда сотрудники чувствуют свою вовлеченность, тогда и мотивация к деятельности, и результаты выше.

 

– Каких эффектов в итоге добивается компания после построения системы стратегических решений?

 

Елена:

– Мы выделяем  три основных результата: это четкое видение будущего компании, достижение финансовых целей, сплоченность и приверженность команды предприятию.

 

– Можно ли сказать, что эта технология пришла на смену старой, классической системе управления?

 

Ольга:

– Эта технология не панацея и не замена управления, это всего лишь еще один эффективный инструмент, который применяется наряду с остальными.

 

– А бывает так, что стратегия не работает? Что нужно для того, чтобы технология по-настоящему заработала в долгосрочной перспективе после внедрения?

 

Елена:

– Нужно следовать плану, ежедневно проверять, что сделано и чего вы достигли в соответствии с поставленными задачами, подводить итоги по Колесу Цели каждый месяц. Когда молоток просто лежит на столе, он не забивает гвоздь. И если Колесо Цели висит на стене, то стратегия от этого сама не внедрится в вашей компании. 

 

– В каких случаях собственник бизнеса или руководитель понимает, что данная технология ему будет полезна?

 

Елена: 

– По опыту и тем клиентам, с кем мы сотрудничаем, я бы выделила четыре бизнес-задачи:

1. Рынок ставит компанию в ситуацию, когда нужно активно и иногда агрессивно бежать впереди не только конкурентов, но и самих себя.

2. На этапе бурного роста. Когда темп компании такой, что нужен фокус для бизнеса, иначе случится хаос.

3. Стагнация. Страшный период, когда прибыль уже не растет и на горизонте смерть. Вы можете задействовать все человеческие ресурсы, чтобы найти решение.

4. Когда вы потеряли веру в команду. После каждой стратегической сессии проверяется обратная связь от собственников и руководителей, –  выясняется, что команда, оказывается, может работать, генерить решения. 

 

– Если бы вы смотрели на свою работу со стороны, как вам кажется, в чем преимущество этой технологии?

 

Ольга: 

–  Главным преимуществом технологии является то, что после внедрения в рабочий процесс, эту систему можно использовать самостоятельно без помощи консультантов. 

И еще вот какую важную вещь хочу добавить. Я занимаюсь коучингом с 2006 года. И я восхищаюсь работой  Елены. Насколько грамотно она умеет донести стратегию и помочь ее внедрить. Сейчас такое время, когда есть огромное количество и вызовов, и возможностей. Я приглашаю вас сделать акцент на втором. 

Журнал Status, сентябрь 2016